1. О роли родителей в занятиях музыкой

2. Без любви

3. Родителям учащихся народного отделения музыкальной студии ДДТ об этикете  на концертах и экзаменах

4. Медицина о влиянии классической музыки

Памятка родителям о безопасности детей в зимнее время


Это интересно! Сайт: http://персональные данные. дети. 

Здесь Вы найдете различные материалы, которые были разработаны специалистами Роскомнадзора, не только для педагогов и родителей, которые хотят помочь детям понять важность конфиденциальности личной жизни при использовании цифровых технологий, но также для молодых людей, которые с легкостью и энтузиазмом используют среду Интернет. Мы хотим помочь нашим детям понимать последствия, которые информационные технологии могут оказать на личную жизнь, и предоставить вам инструменты и информацию, необходимые для принятия решений в вопросах виртуальной жизни.

Александр Жаров, руководитель Роскомнадзора


 «О роли родителей в занятиях музыкой»

Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает  всё: люди, вещи, явления, но прежде

всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.

А.С. Макаренко

К сказанному добавлю, что воспитательное воздействие имеет и окружающая среда. Вот поэтому здесь, во Дворце детского (юношеского) творчества, делается много для того, чтобы ребёнку здесь было хорошо и комфортно.

Как показывает практика, в 1-2-м классе дети ходят в музыкальную школу с удовольствием. Кризис для детей наступает года через три- четыре. К этому моменту в программе появляются произведения, которые нелегко разобрать, трудно выучить наизусть и ещё труднее  сыграть, то есть исполнить пьесу образно, эмоционально, образно и технично.  Занятий с педагогом уже недостаточно - необходимо усердно упражняться и дома. И повзрослевшие школьники, сознавая, что музыка не будет их профессией, а труда нужно вкладывать много, начинают «бастовать».

  1.       Обучение в музыкальной студии предъявляет строгие профессиональные требования. Есть требования к гаммам, 2 раза в год на академическом концерте и экзамене ребёнок исполняет наизусть несколько произведений.  Бывает, что  не все это  выдерживают. У одних не хватает времени, у других – просто желания, у третьих - способностей. Несколько слов о способностях. Инструмент у нас «готовый», не требующий дополнительной настройки, как, например, скрипка или гитара. Освоить его может, практически, каждый ребёнок. Здесь идёт речь, прежде всего, о физических возможностях. У музыкантов должны быть, к примеру, хорошая координация движений, психомоторика. Музыкой заниматься не так просто: руки исполнителя двигаются «автономно» друг от друга, да еще нужно одновременно смотреть в ноты, слушать, что играешь, а в идеале - еще и артистически что-то изображать. Поэтому при поступлении в музыкальную студию необходима  справка от врача. С другой стороны, занятия музыкой несомненно развивают умственные способности, мышление, эмоциональную сферу, расширяют кругозор.

Бывает, что даже очень одаренные дети ленятся заниматься.   Именно родителям нужно постараться с малых лет внушать ребенку, что просто получать удовольствие - не главная задача в жизни. Удовольствие нужно испытывать от труда, от преодоления. Ведь в обучении музыке нужно уметь преодолевать трудности. Можно сказать ребёнку: «Повтори  эту фразу несколько раз, потрудись, и ты увидишь, как твои пальчики начнут легко справляться с задачей. Ты сам почувствуешь, что это приносит радость!»      

 Представление, что учитель музыки должен быть суровым и бить линейкой по рукам за ошибки, устарело. Да, Моцарта заставляли заниматься. Паганини били по рукам и запирали в чулане. Но заставляли-то многих, а знаем мы только Моцарта и Паганини. Родители не должны списывать на психологическую несовместимость с учителем обыкновенную лень ребенка.

В любом предмете общеобразовательной школы – ребята встречают какие- то трудности, но одолевают их, в общем-то, легко, потому что даже первоклассники знают, что школа для них обязательна.А то, что занятия музыкой для них вовсе не обязательны – это они тоже хорошо понимают. И преодолевать трудности в том деле, которое не обязательно – это для них уже более сложно. Поэтому наша совместная с вами задача, прежде всего, убедить ребёнка в необходимости того, чем он занимается, с самого первого дня настроить его на работу.

Ребята представляют учёбу в музыкальной школе как игру, лёгкую и весёлую. Постановка руки и первоначальные упражнения, например,  дело не такое уж скучное, так - как это первые шаги в освоении инструмента, и они поддержаны большим интересом. Исполнение гамм и арпеджио, может быть,  уже скучнее, так-как надо не только многое знать (например, знаки при ключе), но ещё и мыслить, отсчитывая ступени при исполнении арпеджио и аккордов.  Скучное до того поворотного дня, когда ученик перешагнёт черту, за которой сама работа, само упражнение начинает приносить радость и удовлетворение.

Но ведь у большинства ребят этот счастливый день наступает не сразу. Не сразу осознают и главное, практически убеждаются в том, что «плод учения сладок». Поначалу, с гораздо меньшим трудом, убеждаются они в том, что «корень учения горек». И до того времени, когда они увидят результаты труда, нужно полнее преодолевать трудности.  В этом и заключается наша с вами первоочередная задача - задача родителей и педагога музыканта: учить детей преодолевать трудности.

2. Ещё одна из главных составляющих успеха детей в учебе – внимание родителей.

          Маленькие дети в принципе не могут сами учиться - нужно, чтобы родители контролировали процесс занятий.  После поступления в музыкальную школу установите для ребенка четкий режим дня. Он должен твердо знать, когда можно погулять, а когда надо сделать домашние задания или сесть за инструмент. Если ребёнок сел за компьютер или устроился перед телевизором смотреть мультики, а вы его заставляете заниматься музыкой,- это, несомненно, вызовет протест. Будьте внимательны к  ребёнку. Старайтесь посещать все концерты, конкурсы или мероприятия, в которых он участвует. Хотя бы изредка, посетите занятие по инструменту. Чтобы ребёнок поверил в себя, чаще хвалите его, отмечайте каждую, пусть маленькую, победу.  Обязательно заглядывайте в дневник. Нередко родители говорят: «Я ничего не понимаю в музыке и ничем не могу помочь». В дневнике педагогом чётко прописано, что необходимо выучить и на что обратить внимание. Пусть ребёнок выполнит конкретное задание, и будет «Молодец»! У нас оценки выставляются по десятибалльной системе. В-основном, ребята получают от 6 до 10 баллов. Не люблю ставить плохие оценки, так-как считаю, что ребёнок должен уйти с урока в хорошем, радостном настроении. Если в дневнике появляется знак вопроса, обратите на него внимание. Ругать ребёнка в этом случае не надо. Ещё раз подчеркните: «Постарайся, потрудись, и ты увидишь, как тебе станет легко исполнить ту или иную фразу или пассаж».

Итак, вторая задача родителей – внимание к занятиям музыкой.

3. Иногда основная причина нежелания заниматься музыкой - загруженность в школе обычной. Дети, разобравшись с объемными домашними заданиями, просто не в силах пойти еще и в «музыкалку». А потом ведь нужно позаниматься дома за инструментом! Желание иметь хоть немного свободного времени - это вполне нормально. Поэтому для занятий музыкой нужно найти мотивацию. Как это сделать?

Ребенок легче увлечется музыкой, если она звучит в его доме. Наверняка, все вы пели  колыбельные младенцам. Включали тем, кто постарше, детские песенки. Тем, кто уже, хотя бы немного, освоил инструмент, предложите  подобрать на слух одну из ваших любимых песен. Пусть даже это будет одна мелодия без аккомпанемента. Если у вас в семье принято петь, попросите сына или дочь саккомпанировать вашему пению. Те, у кого дома есть интернет, могут помочь ребёнку найти разучиваемое им произведение и послушать его в исполнении профессионалов. Это очень полезно и помогает при разучивании произведения.

Чаще ходите с детьми на концерты. И не только на выступления знаменитостей, но и на те, где показывают мастерство тинейджеры. Дети ведь - «повторюшки»! Если ребенок увидит, что кто-то из сверстников хорошо играет, он, возможно, попытается быть не хуже. Даже если ваш ребёнок не участвует в конкурсе, посетите конкурсное прослушивание. Это очень интересно и полезно. (Пример с юным исполнителем конкурса «Весёлый аккордеон») Организуйте домашние концерты - с афишами, пригласительными билетами, концертными нарядами и, конечно, аплодисментами публики.

Третья составляющая успеха – правильная мотивация.

4. И все-таки «гром грянул»: ребенок заявляет, что в музыкалку ходить не хочет. Что делать родителям? Если ребенок проучился по 7-летней программе хотя бы 2-3 года, бросать занятия уже просто глупо!  И тут момент педагогический: надо научить ребенка доводить дело до конца. А то сегодня он музыку бросил и пошел, скажем, на танцы. Потом он и танцы бросит. И институт бросит... Привычка! А вот облегчить страдания юных музыкантов в последние годы учебы можно.Порой достаточным доводом оказывается как раз то, что осталось учиться меньше половины: что ж, мол, зря все эти годы «мучился»? Надо получить результат - диплом! Можно с ребенком заключить соглашение. К примеру, одна мама сказала сыну, что после окончания школы никогда не попросит его подойти к инструменту - но диплом он должен ей принести! Кстати, мальчик доучился и, будучи уже взрослым, иногда играет на фортепиано по собственной инициативе.

Таким образом, четвёртая составляющая успеха – умение доводить дело до конца.

5. Педагог, стараясь поддержать интерес к обучению, выбирая новую программу, всегда предлагает на выбор несколько произведений, чтобы ученик смог выбрать то, что понравилось. Сегодня в репертуар вводятся произведения новых, более современных и узнаваемых композиторов. И, конечно же, огромной радостью становятся выступления на сцене, участие в выездных концертах, конкурсах юных исполнителей. Чтобы поддержать интерес, включаю в уроки музыкальные загадки, разгадывание шарад и кроссвордов, валеологические разминки, уделяю несколько минут на то, чтобы рассказать ребятам о чём-то интересном, пообщаться на волнующие ребят темы. Итак, пятая задача – поддержание интереса к обучению.

Родители и преподаватель-музыкант партнёры единомышленники, отсюда вытекает связь: педагог - родители - дети.

Евгений -  игумен Макарьевского  монастыря  Ивановской  области Кинешемского района


Без любви

Обязательность без любви делает человека раздражительным. Ответственность без любви делает человека бесцеремонным.

Справедливость без любви делает человека жестоким. Правда без любви делает человека критиканом.

Воспитание без любви делает человека двуликим.  Ум без любви делает человека хитрым.

Приветливость без любви делает человека лицемерным. Компетентность без любви делает человека неуступчивым.

Власть без любви делает человека насильником. Честь без любви делает человека высокомерным.

Богатство без любви делает человека жадным. Вера, без любви делает человека фанатиком.


"Родителям учащихся народного отделения музыкальной студии ДДТ об этикете  на концертах и экзаменах"

Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.  Определяющая роль семьи обусловлена её влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека, на успешность формирования личности.  Семья для ребёнка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Чем лучше семья и чем лучше она влияет на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного и трудового воспитания личности. За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью, какая семья, такой и выросший в ней человек. Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. 

     Проблемы воспитания, волнующие и педагогов,и родителей, группируются следующим образом: социальные, которые решаются в процессе дальнейшего развития экономики, и нравственно-педагогические, включающие ослабление роли семейного воспитания, проблемы «отцов и детей», отсутствие устойчивых нравственных ориентиров у детей и подростков.

Данная беседа затрагивает затрагивает нравственный аспект и была проведена на родительском собрании народного отделения музыкальной студии с целью повышения культурно-образовательного уровня родителей воспитанников и преодоления недостатков в исполнительской деятельности Оркестра русских народных инструментов «Бубенцы».

Основная часть.  Роль семьи очень важна в воспитательном процессе, ибо именно в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут. Именно в семье ребёнок начинает познавать особые общественные отношения, впервые сталкивается с понятиями добра и зла, получает первые представления о труде и отдыхе. Важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества. Каждому родителю польстят такие слова: «Ваш ребёнок очень опрятный», «Ваш ребёнок такой воспитанный», «Ваш ребёнок удивительно сочетает в себе лояльность и чувство собственного достоинства». Чтобы это было действительно так, нужно долго и упорно трудиться на ниве воспитания.  Не секрет, что положительный результат получается там, где деликатно и с уважением относятся и к родителям, и к детям, где знают и максимально используют воспитательный потенциал семьи. Мы, педагоги  музыкальной студии, видим в вас, родителях наших воспитанников, своих единомышленников и первых помощников. К тому же, Дворец, как мощный культурный центр дополнительного образования детей, находится на таком высоком уровне, что нам не обойтись без помощи и поддержки родителей.

Не так давно состоялся отчётный концерт народного отделения музыкальной студии Дворца детского творчества. Мы все с радостью и большим интересом смотрели и слушали выступления наших детей — юных музыкантов. Наряду с этим концерт показал серьёзные недочёты в организации и проведении мероприятия. Об этом и хотелось бы поговорить.

Как говорится, «Ничего не бывает зря». Любой концерт, любое выступление, это ещё и испытание, это ступень творческого роста. Мы не будем сегодня говорить о посещаемости занятий, о домашних занятиях на инструменте.

Первое, о чём пойдёт речь - «Культура поведения на сцене».

Сцена — особый мир. Если вышел на сцену, ты уже другой человек. Культура поведения на сцене начинается с внешнего вида. Это и костюм, помогающий созданию образа, и аккуратная причёска, и обувь.

1.Сценический костюм. Костюм прежде всего должен подходить по росту. Когда ребёнок выходит в косоворотке ниже колен, с незастёгнутыми или оторванными пуговицами, с выглядывающими майками, висящими рукавами, надо ли говорить, как всё это выглядит? Пожалуйста, заранее подогните костюм, приведите в порядок, при необходимости постирайте или прогладьте его.  (Пример — ансамбль «Сюрприз», где родители сами шьют удивительные костюмы). Обращайте внимание на длину брюк. Они не должны   волочиться по полу и не подниматься до колен, когда ребёнок сидит с инструментом. В то же время, приучайте ребят самим заботиться о своём внешнем виде и выполнять посильную работу — погладить костюм или пришить пуговицу. Одно из правил поведения на концерте - нельзя выходить на сцену в джинсах. Джинсы — рабочая одежда, а не концертная или праздничная.

2. Обувь. Во время выступления нельзя выходить на сцену в кроссовках, какими бы красивыми они не были, и как бы не были похожи на туфли, а также в уличной обуви, например, в грубых зимних ботинках. Дополнением к костюму должны быть только начищенные до блеска выходные туфли. Если у вас нет, пожалуйста, приобретите или возьмите у одноклассников, родственников, друзей.  Носки допускаются только чёрного цвета, никаких носков в клеточку, полосочку, звёздочку, носков красного или жёлтого цвета. Исключение может быть только тогда, когда к костюму необходим определённый цвет. Девочки не должны выходить на сцену в босоножках. Носочек и пяточка должны быть закрытыми.  Если выступает коллектив, то туфли у всех одного цвета.  Пока мы в сценических костюмах оркестра ориентируемся на чёрный цвет обуви.

3. Причёска. Когда ваш ребёнок играет сольно, вы можете сделать любую причёску, но только такую, чтобы волосы не свисали и не падали на лицо. Когда играет коллектив, банты у девочек, резинки для волос также обязательно должны быть только одного цвета. Если красные банты, то у всех.  Педагоги будут следить за этим, ну а вы, пожалуйста, перед концертом обязательно поинтересуйтесь, что необходимо к выступлению, напомните лишний раз, чтобы ребёнок причесался, был опрятным и аккуратным. Мы порой видим и распущенные волосы, и лохматые головы, и грязные, липкие руки. Это не соответствует нормам культуры поведения на сцене.

4. Во время экзаменов.Если ребёнок идёт на экзамен, одежда тоже должна быть праздничной, парадной. Никаких пляжных вариантов, разноцветных футболок, джинсов. Обязательно обращайте внимание на обувь. Приносите на экзамены сменную обувь. Ребятам и самим будет приятно, они почувствуют, что выступление на экзамене -  это гораздо более ответственно, чем обычное занятие. Подсчитала: на экзамене за год приблизительно только 30% ребят были одеты соответственно. Также и во время выступлений ребят на родительских собраниях. Девочки, играющие на баяне или аккордеоне, должны приходить на экзамены в брюках. Это обусловлено спецификой посадки и постановки инструмента. Следите, пожалуйста, за внешним видом детей. Приучайте их к этому. 

5. Во время концертов.Все мы знаем, но порой забываем, что на время концерта надо отключать сотовые телефоны. Мне даже неудобно напоминать о том, что во время выступлений по залу не ходят. Можно войти в зал или пройти по залу только между выступлениями, когда один номер закончился, а второй ещё не начался. Не просите ребёнка приходить к вам, если он уже выступил. Для этого есть педагоги, которые займут детей на это время. Ребятам можно потихоньку зайти в зал между номерами и сесть на верхний ряд, но не бродить по залу. Зимой в зале принято снимать головные уборы.  Нельзя выходить на сцену с жевательной резинкой во рту.

Всё это мелочи, не требующие особых затрат, но из них складывается очень и очень многое.

6. Репетиции. Перед проведением крупными мероприятий проводятся 2 общих репетиции. Поймите их важность. Дети должны знать место и время своего выступления в концерте, чтобы чувствовать себя на концерте увереннее, «обыграть» произведения. К тому же на репетициях у ребят есть возможность увидетьи услышать другие номера. Мы порой, жалеем ребят, боимся лишний раз побеспокоить и сами «наступаем на эти грабли». Например, на отчётном концерте народного отделения дети, которые должны были помогать выносить и убирать стулья, ставить микрофоны, не будучи на репетиции и не зная чётко свою задачу, уже во время концерта  просто убежали со сцены и мы их, к сожалению,так и не смогли заставить вернуться. В результате стулья выносили   педагоги. Всё это выглядело некрасиво. Налицо было отсутствие культуры поведения на сцене. Впоследствии обязательно будут проводиться общие репетиции. Возможно, это будет в выходные дни, когда свободен зал, но поймите важность репетиций и отнеситесь к ним со всей серьёзностью.

7. Правила поведения во ДДТ. На занятия приходить в опрятной, аккуратной одежде, причёсанными, с чистыми, вымытыми руками. Пожалуйста, напоминайте ребятам, что, входя во Дворец, ребята должны поздороваться с вахтёром, поблагодарить гардеробщицу за повешенную одежду. Я уж не говорю о том, что многие дети не здороваются с другими педагогами народного отделения, постоянно встречаясь с нами на экзаменах, концертах и зная всех педагогов в лицо. Приветствуем не только своего педагога, но и других педагогов Дворца. Если представители администрации или педагоги заходят в класс, с ними тоже нужно поздороваться.

Заключение.В целях повышения исполнительского уровня Оркестра решено сформировать из родительского актива группу родительской поддержки и активнее привлекать родителей к участию в совместных делах с детьми и педагогами.Давайте будем действовать сообща, объединим свои усилия, и тогда Оркестр русских народных инструментов «Бубенцы» поднимется на новую, более качественную, ступень .

  1. Медицина о влиянии классической музыки

    Известный факт о благотворном влиянии классической музыки на организм человека нашел научное подтверждение в медицине. Во время прослушивания музыки сердце и дыхание, копируя ритм музыкального произведения, нормализуют свою работу, у кормящих мам прибывает молоко, у деток лучше переваривается пища.

    Топ-10 музыкальных рецептов

     1. От головной боли: «Весення песня» Мендельсона и Джорджа Гершвина, полонез Огинского.

     2. От боли в животе: «Вальс цветов» (балет Чайковского «Щелкунчик»).

     3. От приступа паники: Гайдн, Чайковский, Пахмутова, Таривердиев, «Свет Луны» Дебюсси, «Лебедь» Сен-Санса, Шуберт, Шуман, Чайковский «Лебединое озеро», Лист, Моцарт (2-я часть «Маленькой ночной серенады»). 4. Для улучшения интеллектуальной деятельности: Бетховен «Лунная соната».

     5. От бессонницы: колыбельная Брамса, сюита из балета «Пер Гюнт» Грига.

    6. От депрессии: вальсы из балетов Чайковского, «На тройке» из его же «Времен года», «Весна» из «Времен года» Вивальди.

    7. От боли в горле и простудных заболеваний: тембры духовых инструментов.

     8. От всех видов боли - лучший музыкальный анальгетик: Бах и Гендель

    9. Прослушивание флейты на ночь восстанавливает функцию печени.                                                                                                                                                                                                      10. На все случаи жизни - Моцарт!


    Памятка родителям о безопасности детей в зимнее время

    Обезопасить себя от неприятных последствий зимних прогулок помогут простые и, казалось бы, само собой разумеющиеся правила.

    «Одежда для зимней прогулки». Собираясь на прогулку, заботливых родителей всегда мучает вопрос: как одеть ребенка, чтоб он и не замерз, и не перегрелся? Надо помнить главное: ребенка не надо кутать! Перегрев не лучше, чем охлаждение. Найдите золотую середину! Кроме того, одежда не должна сковывать движения, она должна быть удобной, легкой и теплой одновременно. Зимняя обувь,  как и любая другая, должна быть удобной. Даже теплым, но все равно собирающим снег, ботинкам лучше предпочесть сапожки, в которые можно заправить штанины, изолировав от попадания снега. Проследите, чтобы подошвы были рельефными - ребенок меньше будет скользить по снегу и льду. Чтобы застраховаться от потери варежек или перчаток, пришейте к ним резинку.

     «Зимние забавы и безопасность». Давайте вспомним зимние забавы, как можно поиграть с детьми на прогулке зимой (катание на санках, ватрушках, лыжах, коньках; лепка фигур из снега, опыты со снегом и др.) Но у каждой зимней забавы есть и свои особенности, свои правила безопасности.

    «Катание на лыжах». В целом, катание на лыжах - наименее безопасный вид зимних прогулок. Однако, обратите внимание, может быть горка, на которой Вы собираетесь кататься, слишком крутая, ухабистая или леденистая? Постарайтесь исключить все возможные опасные ситуации. Разумеется, кататься следует в парковой зоне, либо за городом, либо в том районе города, где движение автотранспорта отсутствует.

     «Катание на санках, ледянках». Для прогулки на санках ребенка надо одеть потеплее.1. Прежде чем ребенок сядет на санки, проверьте, нет ли в них неисправностей.

    2. Кататься на санках с горки нежелательно, лучше на ледянках. 3. Объясните ребенку заранее, что на горке надо соблюдать дисциплину и последовательность.

    4. Вам необходимо самим убедиться в безопасности горки, поэтому перед катанием внимательно изучите местность. Спуск не должен выходить на проезжую часть, а малышей лучше катать с маленьких пологих снежных горок, причём в немноголюдных местах и при отсутствии деревьев, заборов и других препятствий.

    5. Нельзя разрешать ребенку кататься на санках, лежа на животе, он может повредить зубы или голову.