1.  Откуда произошли названия нот
  2. История аккордеона
  3. Памятки учащимся

Это интересно! Сайт: http://персональные данные. дети. 

ЗВы найдете различные материалы, которые были разработаны специалистами Роскомнадзора, не только для педагогов и родителей, которые хотят помочь детям понять важность конфиденциальности личной жизни при использовании цифровых технологий, но также для молодых людей, которые с легкостью и энтузиазмом используют среду Интернет. Мы хотим помочь нашим детям понимать последствия, которые информационные технологии могут оказать на личную жизнь, и предоставить вам инструменты и информацию, необходимые для принятия решений в вопросах виртуальной жизни.

 Александр Жаров, руководитель Роскомнадзора

Откуда произошли названия нот

 Названия нот придумал Гвидо Д'Ареццо еще в начале 11 века. И, как не странно ноты это… на самом деле молитва Иоанну Крестителю, с просьбой о сохранении голоса: «Дай нам чистые уста, св. Иоанн, чтобы мы могли всей силой своего голоса свидетельствовать о чудесах твоих деяний»

UT queant laxis

REsonare fibris

MIra gestorum

FAmuli tuorum

SOLve polluti

LAbii reatum

Sancte Ioannes.

Однако первоначально нот все-таки было 6, лишь затем в 16-м веке, появился звук «СИ» (Святой Иоанн) по последней строчке. А еще примерно через 100 лет, первую ноту заменили на «DO», так как это было гораздо удобнее для пения. Полные названия нот: Do – Dominus – Господь; Re – rerum – материя; Mi – miraculum – чудо; Fa – familias рlanetarium – семья планет, т.е. солнечная система; Sol – solis – Солнце; La – lactea via – Млечный путь; Si – siderae – небеса.

                                                                                                                                                                                

  История аккордеона

Цель: содействие интеллектуальному развитию личности ребёнка в условиях ДДюТ.

Задачи: Дать ребятам знания по истории инструмента.

  1. Воспитать чувство любви к выбранному инструменту.
  2. Развить память, мышление, расширить кругозор.
  3. Сплочение детского коллектива – коллектива единомышленников.

Аккордеон - музыкальный инструмент, в котором звуки издают свободно проскакивающие металлические язычки – тонкие пластинки, колеблющиеся под действием струи воздуха, нагнетаемой мехами. Таким образом, в основу инструмента положен принцип колебательного движения язычков под воздействием струи воздуха. Струя воздуха возникает под давлением при растягивании или сжимании меха. 

История инструмента своими корнями уходит в середину 18 века.

Начиналась история аккордеона с того, что было замечено свойство стеклянных бокалов, которые звучали, если прикоснуться пальцем к их краю. Звуки извлекались легкие, как бы неземные. Причём высота звучания зависела от высоты и ширины бокала, а также от толщины стенок.
Около 1762 года изобретатель Б.Франклин на этой основе изобрёл первую гармонику. Она, на основании входящих в неё компонентов, получила название "Стеклянная гармоника". Стеклянные бокалы, в результате усовершенствований, превратились в стеклянные полушария, подобранные по высоте звучания и насаженные на ось, которая вращалась при помощи педали. Таким образом,  можно было легко сыграть мелодию и даже аккорды.
Годы создания стеклянной гармоники пришлись как раз на то время, когда Моцарту было 6 лет, и за 8 лет до рождения Бетховена. Популярная всего несколько десятилетий, стеклянная гармоника использовалась не только Моцартом и Бетховеном, но и другими композиторами.

 

Но как же начиналась история аккордеона? С историей возникновения аккордеона тесно связано имя Франтишка Киршника. Мастер-ремонтник, он, в отличие от мастеров-производственников, не имел своей мастерской, а переезжал из страны в страну, из города в город, где занимался настройкой и ремонтом органов и клавикордов. Вместе с тем у него был огромный опыт в ознакомлении с различными устройствами, конструкциями, приспособлениями и механизмами, он был высококвалифицированным и уважаемым мастером в среде специалистов. В 1770х гг., работая в мастерской, предоставленной ему для научных опытов и экспериментальной работы Христианом Кратценштейном (известный в то время учёный - физик, медик и акустик), он изобретает язычковые планки (создаёт по сути новую конструкцию).

Затем он изобретает  маленький орган на основе этого принципа звукоизвлечения и с ним в 1782 г. приезжает в Петербург, где знакомит с новинкой музыкантов и мастеров (которые подхватывают новый принцип звукообразования и начинают приспосабливать его по своему вкусу и возможностям к своим изобретениям). В 1797г. Франтишк Киршник вкладывает опыт изготовления язычковых планок в
создание новых музыкальных инструментов - ручных гармоник.

Для окончательной настройки ладов использовался такой станок. Планка помещалась в специальное углубление, и голос лада сравнивался с голосом эталона на вращающихся дисках. Потом предстояло подточить язычок и вновь внимательно слушать, и так раз за разом до полного совпадения. Поэтому настоящий мастер кроме абсолютного слуха должен был обязательно иметь и ‘золотые руки’.

Сохранились сведения в письме Андрея Тургенева (от 6 февраля 1802г.) о том, что в Петербурге юная графиня Авдотья Николаевна Свечина играла ему на такой гармонике русские народные песни «Выйду ль я на реченьку», «Я по жёрдочке шла» и другие (гармоника находилась в доме несколько лет). Игра на столь необычном романтическом инструменте с приятным, нежным выразительным звучанием, глубоко трогала сердце молодого человека. В России в 1800 гг. игра на гармониках была уже широко распространена, и было организовано их стабильное производство в Туле. Возможно, принцип звукообразования был открыт и сконструирован здесь, в России параллельно опытам Ф. Киршника.

Лишь почти через 60 лет (1821 г) в Берлине Ф.Бушман изобретает гармонику совершенно другого типа, которая имеет огромную популярность и в наши дни. Звук инструмента извлекался язычками, свободно проскакивающими через отверстие в рамке. Эта гармоника получила название по принципу звукоизвлечения: "Губная гармоника". Язычки приходили в движение под давлением струи воздуха вдыхаемой музыкантом. Гармоника получила разновидности диатонической и хроматической. Губные гармоники бывают разных видов и размеров.

По одним сведениям, в 1822 году, в Берлине, тот же мастер Ф.Бушман изобретает новый инструмент – Аккордеон.
 Левой рукой исполнитель управляет мехами, а также нажимает на кнопки готового набора аккордов во всех тональностях для аккомпанемента мелодии, которая исполняется правой рукой на клавиатуре фортепианного типа (диапазон – четыре октавы и более). Аккордеон завоевал особую популярность среди исполнителей народной музыки в Америке, Центральной Европе и в России.

 

 

По другим сведениям, в  1829 году  венский органный мастер Кирилл Демиан усовершенствовал гармонику и дал ей название Ручная гармоника. Впоследствии именно он изготовил вместе с сыновьями Гвидо и Карлом гармонику с аккордовым аккомпанементом в левой руке. С той поры все гармоники, имевшие аккордовый аккомпанемент, стали называться во многих странах аккордеонами. Таким образом, считается, что именно К. Дамиан дал инструменту название Аккордеон.

 

Изначально аккордеон развивался прежде всего как инструмент массовой культуры, рассчитанный на исполнение простых мелодий. Легкость и доступность их воспроизведения в самых различных условиях народного быта определила большую популярность инструмента в Западной Европе во второй половине ХIХ века: Один из документов того времени гласит: «Гармоника – это ужасное орудие пытки, которым вооружается страдающая недугами переходного возраста молодежь мужского пола, нарушающая по вечерам спокойствие и порядок на улицах»  Данный факт свидетельствует не только о распространенности инструмента. Речь здесь идет об особенных условиях функционирования гармоники, когда привычной средой ее обитания становится улица. Отсюда и требования, которые всегда предъявляются к инструменту, живущему в народной толпе, на открытом воздухе. Необходимость заполнения подобного акустического пространства непосредственно связана с силой звука и своеобычной тембровой окрашенностью звучания инструмента.

В России кроме аккордеона распространены такие клавишно-пневматические инструменты как баян и гармонь. В отличие от аккордеона, правая клавиатура у них кнопочная. Но строй баяна отличается от строя гармони. Баян охватывает хроматический диапазон более 3 октав. У гармошки двухрядки диапазон меньше, и кроме того он диатонический. То есть некоторые хроматические звуки отсутствуют.

Баян – популярный народный инструмент, разновидность гаpмоники.

С момента своего появления (впервые название "баян" встречается в афишах и рекламах  с 1891 года) баян стал самым любимым инструментом в России.

А назван он так в честь древнерусского певца-сказителя Бояна (от глагола "баять" - рассказывать, петь, заклинать).

Баян со своим глубоким, насыщенным звуком, соответствующим обширности русского нрава, способен передать всю гамму чувств — от абсолютной печали до необузданного веселья.

Волшебные переливы виртуозной игры баянистов! Они будоражили воображение наших отцов, дедов и прадедов и, конечно же - их подруг!!! Ваши сердца и души тоже сладко поют, когда вы слышите любимые мелодии - Барыня, Волжская кадриль, Зимушка зима.

 Играй баян! Лей музою - отраду!

Рви в клочья тишину, - во сто басов!

Залётным соловьём запой в награду!

Звучи аккорд прекрасных голосов!

За 100 лет пути баян стал одним из самых выразительных и демократичных музыкальных инструментов в мире. Поистине интернациональный, баян – частица национального культурного достояния России, один из ее символов, наряду с русской березкой, матрешкой, икрой и блинами.

Современный баян (кнопочный аккордеон) позволяет играть практически любой музыкальный материал, как исконно гармошечный, так и написанный для любого другого инструмента (будь то орган или скрипка, фортепиано или даже целый оркестр).

Композиторы писали и пишут для баяна так же и характерные произведения. Жанровая тематика от обработок народных песен и танцев до классических форм, от джазовых композиций до авангарда. Все зависит от исполнителя и его технических навыков, фантазии и желания музицировать сольно или в составе ансамбля.

 Неповторимый звуковой колорит аккордеона-бандонеона-баяна - а это инструменты-братья – легко заставляет нас перенестись «под небо Парижа» или в знойную Аргентину, живущую в томных ритмах танго…

 Серийное промышленное производство аккордеонов в России впервые было налажено в 1936 году на фабрике «Красный партизан» в Ленинграде, затем в Москве, Калуге, Туле, Шуе, Новосибирске и других городах. В различных модификациях аккордеона, предназначенных как для учебной, так и для концертно-исполнительской практики, находили свое воплощение новые достижения акустической науки, механики. Огромную роль в художественной жизни страны, являясь, наряду с баяном, по существу, единственным многоголосным инструментом, отвечающим специфике музицирования в экстремальных условиях фронтового быта, аккордеон сыграл в годы Великой Отечественной войны.

Одной из важных примет развития аккордеонного искусства стало его включение в общемировой контекст развития данного жанра. Прежде всего это касается производства инструментов, высокое качество которых было обусловлено богатыми историческими традициями, сложившимися, например, ко второй половине ХХ века в Италии, Франции, Германии. Выпускались аккордеоны с хорошими акустическими и пневмомеханическими свойствами для детей и взрослых, любителей и профессионалов. Таковы, в частности, широко распространенные в республиках бывшего Советского Союза инструменты фирмы «Weltmeister» (Германия), в меньшей степени использующиеся, главным образом, в концертной практике инструменты фирм «Scandalli» (Италия), «Hohner» (Германия). Это же касается и объемов производства. Любопытно, что лишь одна фабрика фирмы «Hohner» в немецком городке Троссинген, основанная еще в 1857 году Маттиасом Хонером (1833 – 1902), выпускала в этот период около 100 000 аккордеонов в год.

Другой важной стороной функционирования инструмента в художественной культуре западноевропейских стран и Америки, определившей его спрос и общественную популярность, стала деятельность национальных федераций, союзов и обществ аккордеонистов, регламентирующих организационную, информационно-издательскую, просветительскую и пропагандистскую стороны жизни аккордеона. Наиболее активными в этом смысле стали союзы аккордеонистов Франции, США, Италии, выпускающие свои периодические журналы, газеты, другие информационные издания, проводящие конкурсы и фестивали.

Чрезвычайно актуальным моментом деятельности союзов и обществ аккордеонистов явилось осознание ее как одного из звеньев целостной системы не только духовного, но и материального производства и потребления.

Национальные союзы были объединены по инициативе первого ее председателя М. Франси (Франция) в международную конфедерацию аккордеонистов. Под ее эгидой в разных странах, начиная с 1948 года, проводятся ежегодные конкурсы «Кубок мира». Кроме названного, авторитетными международными соревнованиями являются также конкурсы в Клингентале (Германия), Кастельфидардо (Италия). В городе Кастельфидардо, являющемся центром итальянской аккордеонной промышленности, сооружен семиметровый бронзовый памятник аккордеону (скульптор Ф. Кампанари), на котором увековечены имена выдающихся музыкантов-аккордеонистов Г. Крамера, В. Белтрами, О. Бураттини, А. Пьяццолы, Д. Маркосиньори, В. Лоренцетти, П. Принчипе, Р. Гальяно, А. Ван Дама, Ю. Казакова. На памятнике также значатся имена родоначальника аккордеонной промышленности П. Сопрани и кинорежиссера Ф. Феллини, в фильмах которого часто «снимался» и звучал аккордеон. Наряду с выявлением лучших исполнителей, конкурсы, собирающие специалистов из разных стран, позволяют обмениваться опытом и новыми достижениями в области теории и методики преподавания игры на инструменте, обсуждать те или иные творческие концепции, касающиеся настоящего и будущего аккордеона.

Советские музыканты, главным образом баянисты, начали принимать участие в международных конкурсах аккордеонистов с 1958 года постоянно становясь их лауреатами, и лишь в 1975 году одним из победителей состязания в Клингентале (Германия) стал Ю. Дранга .

Интересный и показательный во многих отношениях пласт жизни инструмента составляет музыка рекламы на телевидении, активное присутствие аккордеона в которой демонстрирует как его достаточную функциональную востребованность, так и обстоятельства, при которых инструмент по замыслу авторов способен наиболее эффективно воздействовать на потенциальных потребителей рекламируемой продукции (от бытовых красок «Tikkurilla» до жевательной резинки «Dirol» и пива «Три медведя»).

 Анализ репертуара этих исполнителей показывает, что музыка ярко выраженного песенно-танцевального жанра, народные мелодии и  джазовые импровизации по-прежнему составляют тот сущностный пласт аккордеонного искусства, который наиболее тесно связан с широкими общеевропейскими традициями массового музицирования, со всем комплексом интонационно-содержательных свойств инструмента, которые определяли и будут определять его ценность и своеобразие, роль и место аккордеона в отечественной и мировой музыкальной культуре.

Памятки учащимся

Темпы в музыке

Темп произведения – это скорость, с которой оно должно исполняться. Как правило, необходимый темп исполняется в самом начале нотной записи над нотоносцем.

·  Largo (лярго - очень медленно);

·  Lento (ленто – медленно);

·  Adagio (адажио - медленно, спокойно);

·  Andante (анданте - не спеша);

·  Andantino (андантино – неторопливо);

·  Moderato (модэрато – умеренно);

·  Allegretto (аллегретто - довольно быстро);

·  Allegro (аллегро – быстро);

·  Vivo (виво – живо);

·  Presto (прэсто - очень быстро);

·  Prestissimo (прэстиссимо - предельно быстро).

Помимо основных обозначений темпов, существуют специальные названия, которые рекомендуют замедлять или ускорять темп на определённом отрывке произведения.

·  rit. или ritardanto (ритардандо - задерживая, замедляя);

·  rall. или rallentando (раллентандо – замедляя);

·  accel. или accelerando (аччелерандо – ускоряя);

·  a tempo (а тэмпо - первоначальный темп, в темпе).

Составные части аккордеона

Корпус, мех, правая клавиатура, левая клавиатура (кнопки), регистры, воздушная кнопка, плечевые ремни, ремень для левой руки и его регулятор.

Правила посадки и постановки руки

  1. Сидеть на жёстком стуле, расположившись на половине сиденья.

2.Ноги стоят на полу всей ступнёй.

3.Сидеть свободно, прямо, не сутулясь, с небольшим наклоном  вперёд.

4.Не откидываться на спинку стула, не сутулиться, не поднимать плечи и не придерживать инструмент подбородком.

5. Ремни хорошо отрегулировать (подтянуть или укоротить).  Причём правый ремень должен быть  немного длиннее левого. Натяжение ремня левой руки устанавливается с помощью колёсика регулятора.

6.Угол правой клавиатуры упирается в бедро ноги.

7.Правая рука согнута, локоть приподнят, кисть свободная, пальчики полукруглые и стоят на подушечках.

Правила ведения меха

  1. Ведение меха осуществляется левой рукой.
  2. Мех движется веерообразно.
  3. Аккордеон при ведении меха не сдвигается.
  4. Мех вести плавно, ровно, без рывков и толчков.
  5. Мех можно вести на разжим (Р) и на сжим (С).
  6. Никогда не менять мех на звуке. В момент смены меха клавишу отпускать.
  7. Сила звука зависит от ведения меха.