Главная » Файлы » Мои файлы

Психологическая подготовка учащихся к концертному выступлению
[ Скачать с сервера (1.18 Mb) ] 2015-10-28, 9:42 PM

Психологическая подготовка учащихся к концертному выступлению.

Выступление на городском Семинаре учителей музыки

Октябрь 2015 год

План выступления:

  1. Вступление.
  1. Основная часть.
  1. Концертное выступление.
  2. Сценическое волнение:

- уровень предконцертной подготовки и умение контролировать своё состояние во время выступления;

- значение репетиций, имитация концертной обстановки;

- хорошее физическое самочувствие и

 правильное поведение перед концертом.

3. Способы преодоления сценического волнения.  Психологическая адаптация к ситуации публичного выступления

  1. Сценический этикет.

III. Заключение. Подведение итогов

  1. Вступление.

            Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Психологическая подготовка учащихся к концертному выступлению.

Музыка – волшебница. Она способна передавать чувства людей, выражать философские раздумья о смысле жизни, состояния любования природой, влюбленности, трагизма, надежды, радости. Исполнитель доносит музыку до слушателя. Исполнительское искусство неразрывно связано с искусством педагогическим. Педагог создаёт исполнителя будущего – художника, в свою очередь создающего  духовные ценности для слушателя, причём самостоятельно, исходя из личного опыта. Роль педагога является неотъемлемой в подготовке своего ученика к концертному выступлению. Педагог должен очень хорошо знать характер, склад психики своих воспитанников, их привычки и наклонности, чтобы быть наиболее точным в рекомендациях, направленных на то, как правильнее, эффективнее готовиться к выступлению.

Педагогическая практика показывает, что одной из проблем, которые приходится решать в процессе подготовки, является преодоление сильного волнения перед выступлением, которое испытывает большинство учащихся. Эстрадное волнение имеет возрастные особенности и сильнее проявляется в средних и старших классах с ростом чувства ответственности к себе.

Способы устранения сценического волнения интересуют музыкантов всех специальностей. Поэтому данная проблема актуальна и требует рассмотрения.

Сегодня на нашем мастер-классе мы рассмотрим составляющие  успешных  концертных  выступлений учащихся, остановимся на понятии «Сценическое волнение», познакомимся со способами его преодоления и поговорим о сценическом этикете.

Цель   мастер-класса:  психологическая подготовка учащихся к успешному концертному выступлению.

 

Задачи: 1. Дать характеристику понятия «Сценическое волнение».

              2. Рассмотреть факторы сценического волнения.

              3. Выявить приёмы преодоления сценического волнения. (Научить способам преодоления сценического волнения).

              4. Напомнить о сценическом этикете.             

II.Основная часть. 

  1. Концертное выступление

Участие в концертах – важная составляющая обучения юных музыкантов и певцов  не только в учреждениях дополнительного образования, но в общеобразовательной школе.  Публичные выступления – это особая форма музыкальной деятельности. Она помогает более точно выявить музыкальные способности, динамику развития ученика, в то же время пробуждает исполнительскую смелость и волю, воспитывает эстрадную выдержку, творческое воображение, артистизм. Для успешного выступления наиболее значимыми являются такие психологические состояния как: заинтересованность, увлеченность, вдохновение, решительность, уверенность.

С первых лет обучения в школе дети должны привыкать делиться с окружающими своим искусством. Концерт – это музыкальный праздник, которого ждут, и к выступлению в котором надо старательно готовиться. Участие в концерте и почётно, и ответственно. Если ученик знает о том, что изучаемая пьеса или песня будут исполняться перед слушателями, он трудится более настойчиво и внимательно. Первый концерт – особое событие в жизни маленького музыканта или певца. Он должен пройти удачно, чтобы оставить в памяти положительные эмоции. Это замечательный день и для ребёнка, и для его родителей и, конечно, для педагога. Выступление проходит, обычно, на небольшом классном мероприятии. Перед началом надо представить детей, которые будут впервые выступать, поздравить их, пожелать успехов. Всё это создаёт приподнятое настроение и повышает желание ученика играть или петь перед публикой.

Безусловно, после выступления ученик ждёт оценки прежде всего от педагога. Надо обязательно его поддержать, найти, за что похвалить, даже если не всё получилось, дать почувствовать, что преподаватель рад его старанию, его успехам. Подробнее обсудить выступление лучше позднее на уроке, в спокойной обстановке. Проанализировать и удачи, и промахи, найти их причину, извлечь полезные уроки для подготовки к другим выступлениям. Всё это воспитывает у детей умение целенаправленно работать.

Ещё один очень важный момент – научить ученика правильно относиться к неудачам, воспринимать их как временное явление, а не катастрофу, как неприятный, но проходящий урок. Вспомним слова французской пианистки Маргариты Лонг: «Не падать духом, вот в чём была моя опора в жизни». Неудачи должны вызывать не долгие размышления о них, уныние и апатию, а рождать стремление в следующий раз играть лучше. Поэтому педагогу надо избегать фиксировать внимание ученика на неприятных мыслях о бывших неудачах, а чаще говорить о тех выступлениях, когда ученик играл успешно. Радостное, свободное, непринуждённое исполнение – вот к чему надо готовить всех учеников.

Выступление на сцене – не только испытание ученика на прочность, но и радость от общения с публикой, творческое вдохновение и профессиональный рост. Ничто не может сравниться с чувством творческой радости и удовлетворения после удачного выступления, которое является огромным стимулом для его дальнейших интенсивных занятий музыкой.

2. Сценическое волнение

Успешное выступление  является сочетанием многих факторов, среди которых особенно нужно отметить сценическое волнение.  Рассмотрим, от чего оно зависит?

2.1.  1 аспект сценического  волнения - уровень предконцертной подготовки и умение контролировать своё состояние во время выступления. Одна из причин эстрадного волнения – так называемая «нечистая совесть», боязнь забыть текст, не справиться с трудными местами и т.д. Известны слова Н.А. Римского-Корсакова о том, что степень волнения обратно пропорциональна степени подготовки. И педагог, и ученик должны быть уверены в том, что произведение полностью готово к концертному исполнению. Пьеса должна быть своевременно, примерно за месяц до концерта, выучена, доведена до эстрадной готовности и тщательно отрепетирована.

Выученное произведение должно исполняться учеником свободно, ярко и с удовольствием. Отличные способы предотвратить провалы в памяти – исполнение  наизусть с разных мест, по партиям, медленная игра или пропевание на «рр» с полным контролем каждого взятого звука. Можно мысленно представить себе нотный текст произведения со всеми деталями, чтобы он был хорошо закреплён в памяти, а не только в пальцах. Необходимо развивать умение ученика слушать себя – контролировать исполнительский процесс. Предпосылки успешного выступления – сосредоточенное внимание и  слуховой контроль. Суметь повторить мысленно ноту за нотой, звук за звуком – все произведение от начала до конца может быть сравнимо с несением полной чаши, из которой на землю не упадет ни одной капли.

Это достигается при выполнении упражнений следующих видов:

– пропевание (сольфеджирование) без поддержки инструмента;

– пропевание вместе с инструментом, причем голос идет как бы впереди реального звучания;

– пропевание про себя (мысленно);

– пропевание вместе с мысленным проигрыванием.

Терпеливое проигрывание вещи от начала до конца с полным контролем каждого взятого звука сродни тем упражнениям на концентрацию внимания, в которых надо отделять зернышки риса от зерен проса.

2.2. Следующий аспект сценического волнения - недостаточное количество репетиций. Нередки случаи, когда ученик вполне благополучно исполнял произведение в классе, но на эстраде растерялся и выступил неудачно. Уверенное исполнение пьесы в привычных условиях не гарантирует удачу на эстраде. Зал, сцена, другая акустика, освещение, необходимость играть пьесу один раз, без исправлений и поправок педагога – всё это создаёт большую нагрузку на нервную систему ученика. Педагог должен позаботиться о том, чтобы концертная обстановка стала для него в какой-то степени знакомой. Для этого создать имитацию концертной обстановки, например, выступить (поиграть) перед своими товарищами, в соседнем классе, родителями, родственниками  и т.п. Ребёнок видит знакомые лица. Все рады его успехам, и он старается порадовать их своим хорошим исполнением. Исполнение хорошо записать на магнитофон. Вместо слушателей может быть выставлен ряд стульев с посаженными на них куклами, игрушками. Во время исполнения надо быть готовым к любым неожиданностям и при встрече с ними не останавливаться, а идти дальше, играя, как на концерте. Это ещё не настоящие концерты, но для учащегося - хорошая тренировка умения собраться в нужный момент, не растеряться, чтобы хорошо выступить.

Репетировать можно как с одним, так и с несколькими учениками, причём сначала пусть выступят более сильные и смелые. Очень важна правильно спланированная и проведённая генеральная репетиция. Она требует от ученика концентрации всех его эмоциональных сил, и лучше проводить её за 1-2 дня до выступления, чтобы он успел полностью восстановиться.

При повторных тренировочных выступлениях  негативное влияние волнения заметно уменьшается. Кроме того, эти приемы помогают выявить слабые места, над которыми ещё до концерта надо поработать в классе.

2.3. Надо научить ребёнка правильно себя вести в дни перед концертом.  В день концерта важна каждая мелочь. Скажем, перед выходом из дома одеваться не торопясь, а дорогу к месту выступления предусмотреть с запасом, чтобы не создать дополнительных ситуаций беспокойства.

Лучше не менять привычный режим дня. Заниматься не намного больше, чем обычно. Полезны прогулки, необходим полноценный сон. В день концерта для разыгрывания поиграть гаммы, что-нибудь из своего репертуара, помнить о том, что игра перед выходом в быстром темпе ведет к усилению беспокойного состояния. Полезнее играть гаммы и упражнения.  Концертную пьесу лучше повторять в сдержанном темпе и в средней звучности, не в полную силу, медленно проигрывая отдельные куски. Полезно просмотреть песню (пьесу) по нотам, поиграть отдельные части, целостное исполнение лучше оставить до выступления.

Перед выходом на сцену спокойно посидеть в удобной позе, сделать несколько простых физических упражнений для рук и корпуса, которые помогут снять мышечное напряжение, несколько глубоких вздохов. Перед выступлением ничто не должно отвлекать музыканта. Даже лучшим друзьям доступ должен быть закрыт, чтобы они не принесли с собой мысли о возможных волнениях. Бессодержательные разговоры за кулисами, рассеивающие внимание, - самый плохой способ времяпровождения перед выступлением. Да и педагогу  нельзя загружать ученика многими замечаниями, надо помочь ему сосредоточиться на художественном содержании пьесы, отвлечься от излишнего волнения и переключиться на творческие задачи.

Спокойно выйти, сделать небольшую паузу и мысленно пропеть (проиграть) начало пьесы, тогда гораздо легче начать в нужном характере. После выступления ещё раз поклониться, поблагодарить слушателей. Став привычными на репетициях, эти размеренные действия успокаивают ученика, помогают настроиться на эмоциональный образ произведения. Во время выступления нельзя что-то исправлять, повторять. Если вкралась случайная ошибка, даже сбой в тексте, ученик должен продолжать исполнение  дальше, помня, что важнее всего целостное восприятие произведения слушателями. Если произведение исполняется с душой, публика всегда простит несколько фальшивых нот.

Успешное публичное выступление музыканта на эстраде – деятельность огромной степени психофизической сложности, которая оказывается по силам далеко не всякому музыканту. Все дело здесь, видимо, в том, что музыкальное исполнительство, на одном конце которого стоит высокая тонкость в передаче с помощью звуков музыки различных чувств, другим своим концом упирается в цирковое искусство, в котором требуются смелость, точность и быстрота выполняемых движений. Для удачного публичного выступления музыканту мало хорошо подготовить свою программу. Помимо этого надо уметь так же хорошо подготовить и самого себя, войти в так называемое «оптимальное концертное состояние», которое обеспечивает наивысший художественный результат.

Для того чтобы удачно выступить в концерте  (сыграть на экзамене или зачете), музыканту необходимо быть в состоянии так называемой оптимальной концертной готовности. Такое состояние по своим психологическим параметрам соответствует тому, что у спортсменов называют «оптимальным боевым состоянием». И поэтому будет логично рассматривать подобное состояние, как и в спорте, по трем важнейшим параметрам – физическому, эмоциональному и умственному.

При хорошем физическом самочувствии возникает ощущение здоровья во всем организме, тело кажется сильным, гибким, легким и послушным. Хорошая физическая подготовка, дающая ощущения здоровья, силы, выносливости и хорошее настроение, прокладывает путь к хорошему эмоциональному состоянию во время публичного выступления, положительно сказывается на протекании умственных процессов, связанных с концентрацией внимания, мышления и памяти, столь необходимых во время выступления.

Не секрет, что многие известные исполнители могли выходить на сцену и при плохом физическом самочувствии и, тем не менее, выступать очень хорошо. Современники отмечали такие силы и возможности у Рахманинова, Гилельса, Караяна. Более того, выходя на эстраду, эти исполнители в физическом плане начинали себя чувствовать лучше. Концертный стресс активизировал защитные силы организма, и музыканта на какое-то время отпускали все его недуги. Но для молодых исполнителей, продирающихся через частоколы экзаменов и отборочных прослушиваний, поддержание хорошей физической формы является важнейшим фактором роста профессионального мастерства.

При удачном выступлении пианисты говорят о «легких» и «умных» пальцах, которые «играют сами», певцы о «полёте» голоса.  Рекомендуется эти ощущения запоминать, записывать, проговаривать, чтобы иметь возможность лучше вспоминать их перед выступлением и воссоздавать при разыгрывании перед выступлением.

3. Способы преодоления сценического волненияПсихологическая адаптация к ситуации публичного выступления

Как показывает практика, волнение есть у всех. Но у одних оно, будучи контролируемым,  является стимулом для вдохновения, а у других, выйдя за рамки контроля, вызывает полную депрессию, скованность тела (в том числе и голосового аппарата у певцов), вялое эмоциональное выражение. Нередко волнение уничтожает всю предварительную работу педагога в классе.

Наш замечательный современник  Мирзакарим Норбеков пишет: «Когда одни, видя перед собой пропасть, думают о бездне, другие думают о том, как построить через неё мост». Можно наметить ряд приемов и методов, которые повышают психологическую устойчивость музыканта во время выступления и помогают преодолевать сценическое волнение.

1. Заменять отрицательные мысли положительными. Переходить от недобрых мыслей, например: «Я обязательно ошибусь», к положительным: «Я буду в трудных местах внимателен, немного сдержу темп и всё сыграю правильно».

2. Постараться распознать приступ паники заранее. Концерты, экзамены уже был, поэтому вы знаете, что ничего страшного не случится.

3. Отвлекаться от страха. Считать в обратном порядке от 1000 до 3, делать глубокие вдохи и выдохи на счёт.

4.Избегать кофеина, который может повторно вызывать некоторые симптомы, проявляющиеся во время приступа страха. Кофеин содержится не только в кофе, но и в чае, кока-коле, шоколаде, болеутоляющих таблетках.

5. Сжигать адреналин. При приступе страха в организме появляется избыток адреналина, поэтому не пытаться сидеть спокойно и расслабляться, лучше двигаться, выполнять физические упражнения, чтобы его сжечь. Если нет возможности двигаться, можно напрягать мышцы тела. Эта игра мускулами отлично уничтожает адреналин.

6.Приём оглушения страха. После рисования страхов из листочка делается дудочка, в которую нужно подуть изо всей силы - «тогда страх оглохнет и перестанет быть страшным».

7. Приём создания «дерева счастья». Надо 2 рисунка со страхами. Из одного ствол дерева. Сворачивается страхами внутрь и расписывается всевозможными «радостями». Вверху надрезаем бахрому. На неё клеим листочки из 2 листка. Листочки тоже расписываются радостями. Так страшные рисунки мы превратили в «дерево счастья», которое повышает нам настроение, в котором нет ничего пугающего или грустного.

8. За несколько дней до выступления музыкант должен мысленно представить себе место, где он будет выступать, чтобы привыкнуть в своем воображении к тем условиям, в которых будет проходить выступление. На первом этапе проводится погружение исполнителя в аутогенное состояние, на втором – прорабатывается образная картина концертного выступления.

Первый этап. Расслабление мышц тела. Когда человек произвольно расслабит при помощи образных представлений мышцы своего тела, то кора головного мозга рефлекторно входит в промежуточное состояние между сном и бодрствованием. Его важнейшей особенностью является то, что в нем способность человека к внушению и самовнушению сильно увеличивается. Восстановительные процессы в этом состоянии протекают в полтора-два раза быстрее, чем в состоянии сна. К.Н. Игумнов, по воспоминаниям близко знавших его людей, перед концертом или во время утомительных занятий с учениками умел в течение нескольких минут расслабиться и отдохнуть.  Погружение в аутогенное состояние. Инструкция

Педагог проговаривает текст аутогенного погружения, ученик повторяет этот текст про себя. Сядьте прямо. Дыхание должно быть совершенно спокойным. Прикрыли глаза. Сосредоточились на своих внутренних ощущениях, которые будут вызывать у вас мои слова. Сосредоточили ваше внимание на своих руках. Повторяйте про себя вслед за мной:

«Мои руки становятся теплые. Мышцы рук, кистей и пальцев расслабляются... Я представляю, что погружаю их в приятную теплую воду, и они расслабляются, становятся теплыми и гибкими... Тепло от кистей рук поднимается по плечам... Предплечья и плечи расслабляются. Я ощущаю приятное тепло в руках и в плечах. Мои плечи спокойно опущены... Теперь мое внимание переходит на ноги... Представляю, что мышцы ног погружаются в теплую воду. Мышцы ног приятно расслабляются... Тепло от ног поднимается вверх... Расслабляются мышцы бедер и живота... Чувствую приятное тепло в области солнечного сплетения... Мои живот и грудь расслабились и наполнились приятным теплом... Теперь мое внимание переводится на лицо... Разглаживается лоб, расслабляются мышцы лица... Нижняя челюсть легко отходит вниз. Губы слегка приоткрыты... Мне дышится легко и спокойно... Спокойно и ровно работает мое сердце.

(Второй этап). Сейчас я вижу зал, в котором буду выступать. Я отчетливо могу представить сцену, рояль, слушателей и комиссию, перед которой я должен буду выступить... Я спокоен, собран и сосредоточен... Уверенно и радостно я начинаю. Мне нравится играть... Каждый звук я извлекаю с огромным удовольствием. У меня все отлично звучит, у меня прекрасная техника... Я выполняю все, что я задумал... Я играю так же хорошо, как и в классе... Я могу хорошо играть... Я знаю, что я сделаю все, что задумал... Все мои действия я четко вижу и выполняю... Я весь отдался моему вдохновенному исполнению... Какое это наслаждение – красиво и хорошо играть... Я могу быстро перестроиться с одного произведения на следующее... Мне легко и приятно держать всю программу в голове... С каждым разом аутогенное погружение будет помогать мне все больше и больше... Я легко расстаюсь со своим негативным волнением и заменяю его радостным ожиданием выступления».

По окончании сеанса учащиеся могут обменяться своими ощущениями и впечатлениями, которые у них возникали во время сеанса.

Охватить все правила поведения в одной работе невозможно. Главное, что должен понять молодой исполнитель: сценическое выступление – это не только испытание нервной системы на прочность, но и радость от общения с публикой. Чем больше выходишь на сцену, тем больше появляется уверенности. Сцена – лучшее лекарство от волнения.

4. Сценический этикет.  

Сцена — особый мир. Если вышел на сцену, ты уже другой человек. Культура поведения на сцене начинается с внешнего вида. Это и костюм, помогающий созданию образа, и аккуратная причёска, и обувь.

4.1. Одежда. Костюм прежде всего должен подходить по росту. Обращайте внимание на длину брюк у мадьчиков. Одно из правил поведения на концерте - нельзя выходить на сцену в джинсах, если того не требует сценический образ. Джинсы — рабочая одежда, а не концертная или праздничная.

4.2. Обувь.

Во время выступления нельзя выходить на сцену в кроссовках, какими бы красивыми они не были,  а также в уличной обуви, например, в грубых зимних ботинках. Дополнением к костюму должны быть только начищенные до блеска выходные туфли. Носки допускаются только чёрного цвета, никаких носков в клеточку, полосочку, красного или жёлтого цветов. Исключение может быть только тогда, когда к костюму необходим определённый цвет. Девочки не должны выходить на сцену в босоножках. Носочек и пяточка должны быть закрытыми.  Если выступает коллектив, то туфли у всех одного цвета.

4.3. 5. Поведение во время концертов.

Все мы знаем, но порой забываем, что на время концерта надо отключать сотовые телефоны. Во время выступлений по залу не ходят. Можно войти в зал или выйти только между выступлениями, когда один номер закончился, а второй ещё не начался. Можно потихоньку зайти в зал между номерами и сесть на верхний ряд, но не бродить по залу. Зимой в зале принято снимать головные уборы.  Нельзя выходить на сцену с жевательной резинкой во рту.

Всё это мелочи, не требующие особых затрат, но из них складывается общее впечатление.

  1. Заключение.

Подведение итогов

         Подведение итогов хочу начать с известных строк Заболоцкого Н.А.:

«Не позволяй душе лениться. Чтоб воду в ступе не толочь,

                               Душа обязана трудиться и день, и ночь, и день, и ночь…»

Данный раздел семинара  подошёл к завершению. Сценическое выступление-итог кропотливой работы, и она не ограничивается только упражнениями за инструментом или вокальными навыками. По словам  советского пианиста Самуила Фейнберга: «Хороший музыкант не только от того, что он музыкально одарён, но и потому, что его внутренний мир богат и интересен». Мы познакомились с аспектами сценического волнения и некоторыми способами его преодоления. Это значит, что  поставленная нами цель мастер-класса успешно реализована. Надеюсь, что этот материал пригодится вам в вашей работе, а ваши ученики будут радовать зрителей своими выступлениями.

Рефлексия:  Завершая выступление,  хотелось бы узнать, ваше мнение о нашей сегодняшней работе. Узнали ли ли вы что-то новое и полезное для себя? Планируете ли применение полученного материала в своей практической деятельности? Пополнится ли ваш педагогический арсенал приемами, позволяющими в процессе художественной деятельности развивать творческие способности детей? (Ответы участников семинара) Надеюсь, то, о чём мы сегодня говорили, поможет вам в вашей практической деятельности по развитию творческих способностей детей. Желаю успехов!

Список литературы

  1. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л.: Музыка, 1974.
  2.  Благой Д. О музыке… вне музыки // Советская музыка. – 1972. – № 5. – с. 64
  3.  Бочкарёв Л. Психологические аспекты публичного выступления музыканта-исполнителя // Вопросы психологии. – 1975. – № 1. – с. 68 – 79.
  4. Волков И.П. Учим творчеству. М.,Педагогика,1982 г.
  5. Зубарева Н.С. Педагогическая технология: путь в дидактику и практику обучения//Психолого-педагогические проблемы повышения квалификации работников образования. Межвуз. научный труд вып. 3 в 2-х ч,ч.1.М., 1994, с.36-41.
Категория: Мои файлы | Добавил: klm_elen
Просмотров: 3638 | Загрузок: 75 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar