Главная » Файлы » Мои файлы |
2015-10-19, 9:50 PM | |
Материалы по использованию здоровьесберегающих технологий в обучении « Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» предусматривает создание условий для повышения качества общего образования, и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагается проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся». На сегодняшний день необходимы специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников, созданию здоровье сберегающих условий обучения. Эти положения вошли в последнее время в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить воспитанникам возможность сохранения здоровья за период занятий во Дворце детского (юношеского) творчества, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать знания в повседневной жизни. Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровье обучающегося в норме, если: а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой; б) в социальном плане – он коммуникабелен, общителен; в) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться; г) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость; д) в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен. Профилактические упражнения для глаз: Простейшие упражнения для глаз: 1)вертикальные движения глаз вверх-вниз; Упражнение для глаз – “Раскрашивание”. Педагог предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом. Упражнения на релаксацию: Игра “Роняем руки” расслабляет мышцы всего корпуса. Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд. По команде учителя снимают напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение повторяется. Упражнения для формирования правильной осанки (“Вверх рука и вниз рука”) и дыхательная гимнастика. Вверх рука и вниз рука. Гимнастика
Упражнения для улучшения осанки
2 шага вправо - хлопок, шаг вперёд - 2 хлопка, 2 шага влево - хлопок, шаг назад - 2 хлопка. Затем повторяем в обратном порядке. 4. Сядьте, вытянув ноги и держась за сидение стула, медленно поднимайте ноги согнутые в коленях (можно прямые) и медленно их опускайте. 5. Поставьте ноги на ширину плеч и, сцепив высоко над головой руки, сделайте наклоны поочерёдно влево и вправо. Старайтесь прогибаться как можно больше, сначала медленно, потом пружинясь. 6. Из положения стоя, прямые ноги вместе, наклонитесь, пытаясь коснуться кончиками пальцев пола. 7. Со словом «пожалуйста»: - встаньте - руки вверх - руки в стороны - руки вниз - опустите руки - руки к плечам - похлопайте в ладоши. (Обратить внимание на внимание). 8. «Полёт в космос»: Учитель - К запуску ракеты приготовиться Учащиеся – Есть приготовиться! (хлопки в ладоши над головой) Учитель – Пристегнуть ремни! Ученики – Есть пристегнуть ремни! (щелчки пальцами) Учитель – Включить зажигание! Ученики – Есть включить зажигание! (вращательные движения руками) Учитель – Завести моторы! Ученики – Есть завести моторы! (руки к плечам, вращение вперёд и назад) Все: 5,4,3,2,1, пуск; Ура, ура, ура! Психогимнастика 1. «Весёлая пчёлка». Вдох свободный. На вдохе произнести звук «з-з-з-з». Представим, что пчёлка села на нос, руку, ногу. Упражнение учит направлять дыхание и внимание на определённый участок тела. 2. «Холодно – жарко». Подул холодный ветер, ребята съёжились в комочек. Выглянуло летнее солнышко, можно загорать. Расслабились и обмахиваемся веером (делаем из листа бумаги). Происходит расслабление и напряжение мышц туловища. 3. «Шалтай – Болтай». Ребята стоят в расслабленном состоянии, руки свободно свисают. Под текст делаем повороты, руки болтаются свободно, как у тряпичной куклы. - Шалтай – Болтай сидел на стене, - Шалтай – Болтай свалился во сне. Дыхательная и звуковая гимнастика Цель: научить дышать через нос; при этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.
« Гудок парохода». Через нос с шумом набираем воздух; задерживаем дыхание на 1-2 секунды, потом с шумом выдыхаем воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у» (длинный). Список литературы 1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. М.: Просвещение, 1990. 2. Антропова М.В. Основы гигиены учащихся: Просвещение, 1971. 3. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе /авт.-сост. С.А. Цабыбин.-Волгоград: Учитель. 2009.
| |
Просмотров: 721 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |