Главная » Файлы » Мои файлы

Работа над техникой ведения меха в классе аккордеона
2015-10-15, 7:05 PM

         «Работа над техникой ведения меха в классе аккордеона»

«Техника- это не манерность и внешняя виртуозность, это, прежде всего скромность и простота - «от уха к движению, а не наоборот» К.Н.Игумнов. 
 

Техника - это средство для создания музыкально-художественного образа. Значит, в конечном счете, главное не пальцевая ловкость, а убедительная передача замысла композитора. Но именно для этого и необходимо владеть достаточным запасом технических средств. И чем этот запас богаче, разнообразнее, тем реальнее возможность наиболее полной передачи музыкального содержания. Довольно распространенным является ошибочное мнение о технике как всего лишь о быстроте пальцев, тогда как все, чем занимается музыкант - исполнитель, есть техника: техника звукоизвлечения, ведения меха, мелкая, крупная и т.д. Для художественного выражения сочинения наряду с аппликатурой, фразировкой, штрихами чрезвычайно велика роль движения меха. Современный уровень искусства игры на аккордеоне требует широкого использования различных приемов меха. Арсенал композиторских средств пополняется множеством новых, специфических приемов, наиболее яркие из которых связаны с переменой направления движения меха.

 

        Каждый музыкант для успешной исполнительской и педагогической деятельности обязан знать специфические особенности своего инструмента. Аккордеон обладает множеством природных достоинств, которые характеризуют художественный облик инструмента. Говоря о положительных качествах, мы, конечно же, в первую очередь будем говорить о его звуковых достоинствах - о красивом, певучем тоне, благодаря которому исполнителю- баянисту подвластна передача самых разнообразных оттенков музыкально- художественной выразительности. Здесь и грусть, печаль, и радость, безудержное веселье, и волшебство и скорбь. Задушевная лирическая мелодия звучит так же убедительно, как и лихая народная пляска. Динамические градации звука простираются от тончайшего pianissimo до fortissimo, причем очень ценно то, что баянист может активно управлять гибкостью динамики с помощью пластичных движений меха. Отмечая природные достоинства инструмента, мы обязаны отдавать себе отчет и о его недостатках. К ним можно отнести отсутствие возможности динамической дифференциации многоголосной фактуры; необходимость применения довольно большой физической силы для управления мехом, что в итоге не может не сказаться на свободе игрового аппарата. Тем не менее, в арсенале исполнителя вполне достаточно выразительных средств, надо только умело пользоваться ими.

Аккордеон - один из немногих инструментов, который имеет возможность подражать вокалу благодаря тому, что у него есть своеобразные «легкие» - мех. Длительность, динамика, характер звучания регулируются посредством меха, с одновременным нажатием клавиш. На начальном этапе обучения достаточно долгий период времени занимает приспособление, адаптация к инструменту (это зависит от возраста, физических данных ребенка), также трудности возникают при освоении навыков ведения меха и извлечения звука. Именно на решение этих задач направлено внимание педагогов с первых уроков. Работа над техникой ведения меха начинается с основных правил.

Правила ведения меха

  1. Ведение меха осуществляется левой рукой.
  2. Мех движется веерообразно.
  3. Аккордеон при ведении меха не сдвигается.
  4. Мех вести плавно, ровно, без рывков и толчков.
  5. Мех можно вести на разжим (Р) и на сжим (С).
  6. Никогда не менять мех на звуке. В момент смены меха клавишу отпускать.
  7. Сила звука зависит от ведения меха.

Каждое движение меха должно способствовать раскрытию содержания исполняемой пьесы. Поэтому важно начинать формирование первых навыков извлечения звука с упражнений, которые помогут научить правильно вести мех. В упражнениях  на «дыхание» инструмента - «Спокойный ветерок», «Маленькая буря», «Спокойное дыхание», «После бега отдохнем»- предлагаются различные способы ведения меха с нажатым воздушным клапаном для достижения характера упражнений (по «Современной школе  игре на баяне» В.Семенова).

       Основными приемами игры мехом являются разжим и сжим. Все остальные построены на различных сочетаниях разжима и сжима. Одним из важнейших качественных показателей исполнительской культуры является умелая смена направления движения меха (т.е. смена меха). При этом необходимо помнить, что музыкальная мысль во время смены меха не должна прерываться. На практике далеко не всегда удается сменить мех в наиболее удобные моменты. В полифонических пьесах иногда приходится менять мех даже на тянущемся тоне. В таких случаях необходимо: 

  • дослушивать длительность ноты перед сменой меха до конца;
  • мех менять быстро, не допуская появления цезуры;
  • следить за тем, чтобы динамика после смены меха не оказалась меньше или чаще всего, больше, чем необходимо по логике развития музыки.

В академическом музицировании меховедение должно быть строгим, при разжиме мех разводится влево и слегка вниз. Некоторые баянисты «разводят меха», описывая левым полукорпусом как бы волнистую линию и ведя его влево - вверх. Кроме того что это эстетически выглядит малопривлекательно, нет еще и никакого смысла поднимать тяжелый полукорпус. Менять мех лучше перед сильной долей, тогда смена будет не столь заметной. 

В произведениях (в обработках народных песен) вариации изложены шестнадцатыми длительностями – смену меха приходиться слышать не перед сильной долей, а после нее. Вероятно, исполнитель увлечен довести пассаж до логической вершины, забывая, что сильную долю можно извлечь рывком меха в противоположную сторону, избежав при этом последующего неестественного разрыва между шестнадцатыми. 

Усилия, которые требуются при работе мехом, иногда, к сожалению, вызывают зажатие рук, шейных мышц или всего корпуса. Музыканту необходимо научиться отдыхать во время игры; при работе одних мышц, например, на разжим, надо расслаблять мышцы, которые работают на сжим, и наоборот. Следует избегать статистических напряжений игрового аппарата в процессе исполнения. 

Успешное освоение меховых приемов в большей степени зависит от правильной постановки и работы левой руки. Постановка и работа левой руки баяниста неразрывно связаны между собой. Во время работы мехом необходимо ощущать три основные точки опоры левой руки: 

  • левого рабочего ремня с запястьем предплечья;
  • основания ладонных мышц с передним краем левого полукорпуса;
  • предплечья с задним краем крышки левого полукорпуса.

Левая рука исполнителя-аккордеониста бифункциональна: выполняя одну из главнейших задач в звукоизвлечении (ведение меха), исполнитель управляет и работой пальцев на левой клавиатуре. 

Виртуозной игрой мехом издавна славились на Руси гармонисты. Некоторые разновидности гармоник при нажатии клавиши издавали на разжим и сжим различные звуки. Игра на таких инструментах требовала от исполнителей большого мастерства. Существовало такое выражение «трясти мехами». Тряся мехами, гармонисты добивались своеобразного звукового эффекта, который предвосхитил появление современного тремоло мехом (Bellows shake). Как ни странно, долгое время в оригинальной баянной литературе специфические приемы игры мехом – эту богатейшую выразительную краску композиторы почти не использовали. Первые попытки использования тремоло мехом в концерте №2 Ф.Рубцова, Концертной пьесе С.Коняева, в Саратовских переборах В.Кузнецова. В произведениях Золотарева, а также в творчестве других современных композиторов – разнообразные приемы игры мехом. 

Приемы игры мехом

Тремоло. Этот прием встречается наиболее часто. Исполняется быстрым равномерным чередованием разжима и сжима. Во время работы над тремоло необходимо постоянно контролировать ощущение свободы, раскованности левой руки и сбрасывать статистическое напряжение – только тогда будет возможно долгое тремолирование. Инструмент должен прочно стоять мехом на левом бедре и грифом упираться в правое бедро. Для этого плечевые ремни надо соответственно подогнать. Лучше всего тремолировать почти на полном сжиме с небольшим запасом меха, т.к. при более разведенном мехе тремоло играть трудно. Наилучший эффект достигается движениями левой руки не влево - вправо (разжим-сжим) как кажется на первый взгляд, а влево - вниз (разжим) и вправо - вверх (сжим), т.е по диагонали.                           Следует поработать в медленном темпе: 
1) взять первый аккорд, сделать разжим V. В момент разжима ощущать только минимальное усилие руки, достаточное для нужной динамики. Если имеется какая-либо статическая напряженность в руке или корпусе исполнителя, то необходимо от нее избавиться. После разжима снять все усилия, ощутив полную раскованность; 
2) сделать сжим Г. проконтролировать усилие и расслабление руки, как при разжиме (упражнение 1,2 повторить несколько раз); 
3) сыграть основную ячейку тремоло – разжим/сжим (VГ). Исполнить несколько раз формулу VГ, отдыхая между ячейками 2-3 секунды (т.е. ощущая полную раскованность). Но раскованность должна сконцентрировать в себе готовность к исполнению следующей ячейки – VГ; 
4) сыграть VГVГ, слегка выделяя первую долю. Повторить много раз с паузами после 4-й доли, затем перейти на восемь шестнадцатых VГVГ, VГVГ; 
5) играть тремоло в среднем темпе, слегка выделяя 1-ю долю (при этом 2,3,и 4-я доли будут играться как бы инерционными движениями)

Затрачивать только необходимые усилия, в целом ощущая раскованность. Как только появится момент статического напряжения или усталости – прекратить тремоло и вернуться к нему после отдыха.

Триоли мехом. Этот прием исполняется чередованием разжима и сжима (разжим снятием руки делится на две доли).

Если в пьесе требуется исполнение триолей на протяжении длительного отрезка, то мех постепенно начинает расходиться, поскольку на разжим получается 2 доли, а на сжим – одна. Чтобы как можно дольше сохранить мех в собранном виде, нельзя с одинаковой силой играть все три доли в этом меховом приеме. Наиболее сильно звучит первая доля (разжим). 2-я доля в сжим звучит почти с такой же силой, уравнивая расход воздуха и возвращая мех в исходное положение. 3-я доля должна исполняться наименее сильно (разжим). Для более полного овладения виртуозной игрой мехом полезно научиться исполнять эти триоли обратным способом: сжим – разжим – сжим.

Рикошет. Этот прием впервые был использован в финале Второй сонаты Вл.Золотарева. Характернейшим моментом при исполнении рикошета является равномерное чередование ударов верхней частью меха и нижней. Исходная позиция для освоения рикошета: слегка развести мех и, не нажимая клавиш, попеременно смыкать верхнюю и нижнюю его части. Мех собран. 

1 элемент – разжим верхней частью меха. Нижняя часть сомкнута. 
2 элемент – общее направление движения меха в сжим; верхняя часть сжимается, а нижняя в это время расходится. Вторая доля длиться до смыкания верхней части меха. В момент смыкания начинается 3-я доля. 
3 элемент – сжим нижней частью меха (верхняя сомкнута). 
4 элемент – разжим верхней частью меха после смыкания нижней (момент смыкания фиксирует начало 4-й доли). 

Во время исполнения всего этого цикла пальцы с клавиш не снимаются. 
Если рикошет требуется исполнить несколько раз подряд, то после 4-й доли рука снимается, аккорд берется заново и начинается новый цикл. Получается, что 4-я доля предыдущего цикла и 1-я последующая исполняются разжимом верхней частью меха, который делиться снятием руки. Играя рикошет в быстром темпе, левая рука делает движения в большей степени вверх – вниз, чем влево/вправо (диагональ, что и в тремоло). 

Существует две разновидности 3-х дольного рикошета: со снятием руки с клавиш (2,3,4 элементы) и без снятия (1,2,3 элементы). 
Можно применять рикошет в 5 и более долей (применяются не только верхняя и нижняя части меха, но и все 4 стороны). Различные приемы игры мехом могут чередоваться (например, тремоло и триоли мехом и т.д.). 

Приемы игры мехом обретают все большую популярность в исполнительской практике баянистов - аккордеонистов. Они значительно обогащают арсенал художественно-выразительных средств инструмента. Вместе с тем любые средства никогда не должны превращаться в самоцель. Все эффективные приемы игры мехом следует направлять на достижение конкретного образного результата. Следует помнить, что при исполнении приемов игры мехом, основанных на формуле разжим – сжим, обязательным должно быть: 

  • ощущение легкости и раскованности в левой руке;
  •  левая рука должна выполнять движения по диагонали: разжим – ВЛЕВО-ВНИЗ,  сжим – ВПРАВО-ВВЕРХ.

Особое внимание уделяем работе над фразировкой, которая на аккордеоне и баяне  связанна  с техникой владения мехом, так как каждая фраза должна быть уложена в одно определенное движение меха – сжим или разжим.  Ни один музыкант не может достичь высокого уровня мастерства без овладения фразировкой. Членение музыки на фразы обусловлено самой сущностью музыкального произведения. В статье «О музыкальном исполнительстве» А.Гольденвейзер так выразил свою мысль: «Когда возникло музыкальное искусство, человек, прежде всего, исходил из того, что он делал своим голосом, из пения и речи. Всякая музыка была расчленена дыханием». В работе над произведением музыканту необходимо определить членение моментом дыхания, естественное стремление к вершине внутри каждой фразы, то есть правильно определить в ней кульминационные точки, а также естественное интонационное и динамическое начало и спада фразы. Если один и тот же пассаж получается не всегда качественно, причина может скрываться в том, что мы его играем то на разжим, то на сжим. Надо выявить, при каком направлении движении меха его играть удобнее.

Для отрабатывания певучих моментов в пьесе возможно использовать приём: педагог играет, а ученик работает мехом. Смена меха должна соответствовать фразировке музыкального материала. Для маленьких детей можно использовать и более короткий мех. Добиваясь художественности и музыкальности исполнения, следует сначала проводить работу над фразировкой и оттенками исполнения (нюансами) самой мелодии, а затем лишь постепенно, не отступая от достигнутых результатов прибавлять партию аккомпанемента. В ведении меха заключается не только сам навык ведения, но и умение найти наиболее целесообразный момент смены направления в его движении. Что же определяет этот целесообразный момент? Не только строение фразы, но и характер мелодического движения. Использование некоторых особенностей мелодического движения позволяют получить дополнительные возможности смены направления внутри построений.

 

Звук - основное средство выразительности  Его тембровая окраска, яркость, красота и выразительность напрямую зависят от грамотного ведения меха.  В процессе работы нужно воспитывать в ученике способность слышать все, что он играет на инструменте. Для этого объяснить, что звук нужно услышать до того, как он будет взят. Поэтому перед началом звучания необходимо брать дыхание. Развитие звука происходит  за счет ведения меха левой рукой. На этом этапе ученику объяснить понятие «динамика», которое относится к звуку (динамика - это звук) и познакомить с градациями силы звука (громко, тихо, постепенное усиление звука, постепенное ослабление звука). Надо научить ученика пользоваться всей динамической амплитудой баяна, а учащиеся часто пользуются динамикой только в пределах mp-mf, обедняя тем самым свою звуковую палитру. По данному поводу Г.Нейгауз говорил: « Нельзя путать Марию Павловну (mp) с Марией Федоровной (mf), Петю (p) с Петром Павловичем (pp), Федю (f) с Федором Федоровичем (ff)» (Г.Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры» – М., 1982).

Мех, без преувеличения, является одним из главных средств выразительности. Удачное, яркое, эмоционально наполненное и в то же время глубоко продуманное исполнение, завершающее работу над произведением, всегда будет иметь важное значение для учащегося, а иногда может оказаться и крупным достижением, своего рода творческой вехой на определенной ступени обучения. 
 

 

Список литературы

1. Б.Егоров М., «Баян и баянисты». М., 1984. Выпуск 6. 

2. В.В.Крюкова «Музыкальная педагогика». 
3. Г.В.Келдыш «Советская энциклопедия». М., 1990г.

4.Ф. Липс «Искусство игры на баяне». - М., 2004. 
 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: klm_elen
Просмотров: 4122 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar