Главная » Статьи » Мои статьи |
Лекция-концерт «Я помню вальса звук прелестный» Обучение игре на музыкальных инструментах обеспечивает восприятие и изучение детьми музыкальных произведений, истории, теории музыки и музыковедения, приобретение навыков исполнительства. Это позволяет юным музыкантам развивать свои творческие способности, понимать природу музыки, совершенствовать свое исполнительство. Введение новых информационных технологий в процесс обучения игре на музыкальном инструменте является одним из путей формирования познавательного интереса воспитанников. В практике работы народного отделения музыкальной студии Дворца детского (юношеского) творчества уже не первый год на учебных занятиях и воспитательных мероприятиях успешно применяются информационные технологии, позволяющие значительно повысить интерес детей к музыке и исполнительству на музыкальных инструментах, приобщить их к мировой музыкальной культуре, сформировать эстетический вкус. Примером такого опыта является проведение воспитательного мероприятия «Я помню вальса звук прелестный», которое готовилось и проводилось совместно с обучающимися и их родителями. В ходе подготовки к данному мероприятию в репертуар воспитанников было включено изучение вальсов разных эпох и композиторов. Ребята совместно с родителями искали информацию об исполняемых произведениях и их создателях, пользуясь различными источниками, в том числе и Интернет, прослушивали записи исполнений данных произведений лучшими музыкантами, подбирали фотографии композиторов и выстраивали видеоряд к исполняемым произведениям. На основе собранного материала была создана электронная презентация к данному мероприятию и разработан сценарий проведения мероприятия. Цель: расширение музыкального кругозора обучающихся, повышение их познавательной активности через сочетание живого исполнения музыкальных произведений и средств информационных технологий. Задачи:
Методы:
Возраст участников: 10 - 14 лет. Оборудование:
Сценарий лекции-концерта «Я помню вальса звук прелестный» Добрый вечер! Я рада видеть вас всех у нас в гостях, рада вашим улыбкам и надеюсь, что время нашей встречи пролетит незаметно и будет для вас приятным и полезным. Наш концерт называется «Я помню вальса звук прелестный». Сегодня мы узнаем историю этого красивого танца, познакомимся с его создателями – композиторами, услышим самые разнообразные вальсы в исполнении обучающихся класса аккордеона музыкальной студии. Информационные средства помогут лучше понять и прочувствовать эту прекрасную музыку. (Звучит фонограмма вальса И.Штрауса “Весенние голоса”) Я помню вальса звук прелестный, как это сказано чудесно! Ничто на свете не сравнится с прекрасным вальсом! Он любимым стал танцем среди всех народов, И не пройдёт на вальсы мода! Благодаря этим строкам, вы уже догадались, что сегодняшняя наша встреча посвящена вечному символу романтизма - живому, полетному, поэтичному, гибкому, нежному танцу под названием ВАЛЬС. Ведь стоит только произнести слово «Вальс», как перед глазами появляются яркие ниспадающие бальные платья, фраки, свадьбы, красивая, чарующая музыка, завораживающе прекрасные вальсирующие пары, потрясающие мелодии! Как музыкальный жанр вальс прожил богатую событиями жизнь. Сотни композиторов сочиняли вальсы. Написано их много - десятки тысяч, а может быть, даже миллион. Никто никогда этого не подсчитывал. Давайте представим, что существует “музей вальса”. И сегодня мы отправимся туда на экскурсию, чтобы познакомиться с некоторыми интересными “экспонатами”. А вам, уважаемые гости, мы предлагаем тоже заняться творчеством. Попробуйте сочинить пятистишие под названием «Ах, этот вальс…». Рифма в пятистишиях не обязательна. (Раздаются листочки с заготовками для конкурса «Буриме»).
Пример: Ах, этот вальс… Воздушный и любимый… Волнует, кружит и несёт. Он будет вечно молодым Радость! Человечество танцует с незапамятных времен. Уже в наскальных рисунках, созданных несколько тысяч лет тому назад, встречаются изображения пляшущих людей. В дошедших до нас творениях живописи и скульптуры Древней Греции и Рима, Древнего Египта и Китая танцевальным сюжетам нет числа. И рядом с человеком танцующим нередко изображен человек играющий, с музыкальным инструментом в руках. Музыка и танец – неразлучные друзья, танец без музыки почти немыслим. Танцевать без музыки – всё равно, что жить без воды или дышать без воздуха. С древнейших времен и до наших дней люди танцуют на праздниках или просто в свободные вечера, непринужденно веселясь или участвуя в торжественных церемониях. Много веков тому назад танцы можно было увидеть и на сельских площадях, где крестьяне кружились под немудреный аккомпанемент самодельных инструментов, и в пышных дворцовых залах в сопровождении труб, виол или оркестра. Некоторые из танцев в той или иной форме дожили до наших дней. Интересна судьба австрийского танца Лендлера. Этот парный круговой трёхдольный танец получил свое название от австрийской области Ландаль. В начале XIX века он переселился из сельской местности Австрии и Германии в городские залы. Его стали танцевать на балах и постепенно он превратился во всем известный и всеми любимый Вальс. Вальс – по-немецки “вальцер”, что значит “вращательный”, “танец – вращенец”. У немцев в старину этот же танец назывался ещё и “роллер” – “круженец” или “дреер” – “вертенец”. Названия разные, а смысл похожий. Почему все слова немецкие? Потому что, по давнему своему происхождению – это немецкий крестьянский танец. Между прочим, его когда-то так и называли: “дойчер” – “немецкий” или “лендлер” – “крестьянский”. Вот ещё два любопытных названия вальса: “шпиннер” – “прядильщик” и “шляйфер” – “точильщик”. Тоже на вращательные движения намекают. Выходит, движения вальса когда-то подражали труду прядильщика, точильщика. Оказывается, людям доставляет удовольствие повторять в танцах движения, которые они видят вокруг себя. В конце концов, все названия забылись, осталось одно – Вальс – танец, который танцуют парами, кружась и вращаясь. Вальс это не только танец, но ещё и великолепнейшая музыка. Запечатлев, с помощью вальса свою эпоху – золотой для музыки XIX век, она подняла бытовые его интонации на уровень высокого искусства, для которого смена эпох не только не страшна, но и помогает увидеть ценность его творений. Фортепианные вальсы Шопена, Шуберта, Листа, симфонические “Вальс – фантазия” Глинки, балетные и симфонические вальсы Чайковского и Прокофьева, а также различные обработки для многих популярных инструментов – всё это принадлежит сокровищнице музыкальной классики. В самом начале нашей программы прозвучал вальс “Весенние голоса” “Короля Венского Вальса” выдающегося австрийского композитора Иоганна Штрауса (1804-1849). Со временем этот «титул» по праву перешёл к Иоганну Штраусу-младшему (1825-1899), который создал свыше 460 вальсов! И если Штраус-отец прославился своими танцами на всю Вену, то плавная, свободная, утончённая музыка Штрауса-сына пленила весь мир. Пришла пора и нам услышать вальсы и мысленно закружиться в этом нежном и поэтичном танце. (Звучат вальсы: А.Мирек, В. Лушников «Два вальса» в исполнении Анны Масловой и Андрея Пряхина; Р. Бажилин «Кукушкин вальс» в исполнении Анны Масловой; Г. Беляев. «Вальс-этюд» в исполнении Андрея Кирюкова). Путь вальса к всеобщему признанию был нелегок. Аристократической и буржуазной среде многое в новом танце казалось неприемлемым. Движения вальса находили неприличными: виданное ли дело, чтобы кавалер при всех обнимал барышню и прижимал к себе! В Вене в первое десятилетие XIX века запрещалось танцевать вальс больше десяти минут. Запреты не помогали, и вальс распространялся по Европе, как было сказано в одном трактате, “наподобие эпидемии насморка”. Микроб вальса оказался ужасно заразным. Конец XVIII века. Вена – столица Австрии. На престоле… Неважно, как звали императора, по-настоящему на престоле Вальс. Вальс танцуют все и везде. Великий композитор В.А. Моцарт, тоже венец, смеется: “Забавно видеть, как люди начинают ходить кругами на немецкий лад под любой мотив, даже вовсе не подходящий”. Заезжий иностранец отмечает в дневнике: “Весь город от прачки до вельможи кружится в вальсе! Это какая – то танцевальная болезнь!” Немецкий путешественник в Париже в 1804 году сообщал: «Эта любовь к вальсу и полное усвоение немецкого танца совершенно новое явление, ставшее одной из вульгарных привычек, таких, как курение». В России вальс также подвергался гонениям. Его невзлюбила Екатерина II, а при Павле I опубликовали полицейское предписание, запрещавшее “употребление пляски, вальсеном именуемой”. Вскоре, в XIX веке, эпидемия под названием “Вальс”, охватила весь мир. Что чувствовали «заболевшие» вальсом? Легкое головокружение и ощущение счастья. И упорное нежелание лечиться. Более того, нашлись композиторы, которые сделали всё возможное для всемирного распространения Вальса. Многие русские композиторы обращались к этому жанру. Он был частью светской жизни. Умение танцевать, и играть вальс было признаком хорошего воспитания. Сейчас прозвучит русский вальс. Для русских композиторов вальс – это не только танец, но и способ передачи различных чувств и настроений. Итак, звучит “Меланхолический вальс” А.Даргомыжского. (В исполнении Юлии Шиловой звучит «Меланхолический вальс» А. Даргомыжского) Вот на часах истории новый рубеж: XX век, а с какой легкостью и свежестью вальс продолжает звучать. Существовала прекрасная традиция русского музыкального быта: в городских садах и парках играли в летнюю пору военные духовые оркестры. Их репертуар составляли произведения так называемой “садовой музыки”: увертюры и сюиты, фантазии и марши, польки и вальсы, которые так приятно было слушать, сидя чуть поодаль на скамейке или прогуливаясь по аллеям сада. Сейчас мы услышим вальс из фильма «О бедном гусаре замолвите слово». Музыка А. Петрова. Вальс –любимый жанр композитора, звучащий всегда по-разному - от незатейливого мотива до предельного напряжения душевных сил. Андрей Павлович как-то признался, что на его выбор профессии повлиял фильм «Большой вальс» об И.Штраусе. «В этом замечательном фильме, — пишет А.Петров, — профессия и жизнь композитора были показаны так упоительно, так увлекательно (радость творчества, триумфы, овации), что я решил, во что бы то ни стало, стать композитором». (В исполнении Владислава Митрофанова звучит Вальс из кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово» А. Петрова) Музыка Андрея Петрова всегда поражает своей глубиной и силой воздействия. В ней слышны особые лирические интонации, наполняющие его музыку светом и благородством. Возможно поэтому она, покидая экран, продолжает свою самостоятельную жизнь. А мы с вами окунёмся в музыкальную стихию нежности, трагизма и щемящей грусти вместе с вальсом из популярного 60-серийного телефильма «Петербургские тайны». Музыку к нему создавали отец и дочь — Андрей и Ольга Петровы. (В исполнении Евгения Стимаева звучит Вальс из кинофильма «Петербургские тайны» О. и А. Петровых) Сейчас мы услышим ещё один вальс, у которого счастливая судьба, а его мелодия всем хорошо знакома. Нет перехода метро в Москве, нет дворца бракосочетания, в котором бы она не звучала. На свадьбах этот вальс - любимая музыка, под которую молодожены танцуют свой первый танец. Его популярность - загадка для самого композитора – Евгения Доги. Вальс из фильма «Мой ласковый и нежный зверь» - «тончайшая паутина звуков, сотканная из грез и былей, порывов и предчувствий...» Музыка без слов передаёт нам чью-то драму души. (В исполнении Арины Барсковой звучит Вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» Е. Дога) Говорят, сколько будет существовать Россия, столько же поколений будут слушать «Вальс расставания» композитора Яна Френкеля. Это душа России, душа нашей истории, взлётов и падений. Композитору удалось скромными средствами выразить невыразимое. Слова к Вальсу расставания написал К. Ваншенкин. (В исполнении трио музыкантов звучит «Вальс – расставание» из кинофильма «Женщины» Я. Френкеля) Продолжают программу вальсы современного композитора Романа Бажилина. Роман Бажилин – аккордеонист, лауреат Международных конкурсов, в том числе в Италии, композитор, профессор Тамбовского музыкально-педагогического института. (Звучат вальсы Роман Бажилин из спектакля «Банкрот» по пьесе Островского «Свои люди – сочтёмся» и «Рынок любви» в исполнении Данилы Пашкова и Алексея Жаринова) Если на сердце грустинка, мало ли вдруг почему? С вальсом поставьте пластинку, всё расскажите ему. С лёгким изящным поклоном с вами простится печаль, Вальс – это танец влюблённых, вальс – это всё-таки вальс! Чей-то прадедушка юный, твой или, может быть, мой, Ночью далёкой и лунной шёл со свиданья домой. Шёл молодой, окрылённый, в музыке танца кружась, Вальс – это танец влюблённых, вальс – это всё-таки вальс! Пусть на земле нашей старой новые вальсы звучат, Пусть восхищённые парни кружат счастливых девчат, Пусть в тишине затаённой кружатся звёзды для нас. Вальс – это танец влюблённых, вальс – это всё-таки вальс! А мы с вами слушаем ещё один популярный вальс, который у многих “на слуху” и пользуется любовью самых широких кругов любителей музыки. (В исполнении дуэта Алексея Жаринова и Евгения Стимаева звучит вальс «Под небом Парижа» Жиро) Наша экскурсия по «Музею вальса» подходит к концу. Добавлю, что жанр вальса не устарел и в наше время. Каждый год в Вене устраиваются балы, на которых символом праздника является «Вальс». В мире по-прежнему немало горячих поклонников этого прекрасного танца. Надеюсь, что и вы присоединитесь к их числу.
Подготовительная работа к проведению данного мероприятия способствовала сплочению коллектива детей и взрослых, созданию творческой положительно-эмоциональной атмосферы, расширению кругозора обучающихся и более глубокому усвоению и систематизации знаний. Узнавая о произведении, о композиторах, слушая записи известных музыкантов, ребята начинали исполнять пьесы более осмысленно, выразительно и эмоционально. У всех участников лекции-концерта сформировалась осознанная потребность в использовании информационных средств как инструмента качественного усвоения знаний, повысилась мотивация к обучению и совершенствованию своего исполнительства. Как педагог, я глубоко убеждена, что информационные технологии открывают большие возможности для выработки стремления у детей самостоятельно добывать и использовать на практике новые знания, способствует приобретению личностного и профессионального опыта в процессе обучения, помогают воспитывать чувство любви к музыке. Таким образом, применение новых информационных технологий позволило улучшить процесс обучения, повысить его эффективность и интерес обучающихся к занятиям музыкой.
Телефоны для связи: домашний: 8 8313 26 42 05 сотовый:8 910 87 46 217 | |
Просмотров: 1993 | |
Всего комментариев: 0 | |